|
||||||||||||||||||||||||
|
Разработка стратегии продвижения товаров и услуг в интернетеРезюме автора Вилькин Антон Алексеевич Опыт С 2004 по 2007 генеральный директор ООО «Первый Принцип». Основные направления деятельности компании: автоматизация, С 2000 по 2003 технический директор, с 2003 по 2004 генеральный директор ООО «ИНБИНЭТ». Основные направления деятельности компании: создание сайтов, автоматизация, Аннотация Данная статья представляет из себя результат исследований и практического опыта, полученного в течении 7 лет работы в области Основные рассмотренные вопросы: постановка задачи, базовые принципы маркетингового механизма, ключевые вопросы перед началом работы, анализ инструментов Предлагаемые пути решения: подробная проработка всей иерархии вопросов, от самых глобальных до самых прозаичных, приводит к четкому выстраиванию каждого действия, исходя из его целесообразности и эффективности. Ставка не на «тайное знание» специалистов по Ключевые слова: стратегия продвижения товаров и услуг Структура статьи
2. Базовые принципы 3. Ключевые вопросы 4. Анализ рынка 5. Анализ инструментов 6. Разработка и реализация стратегии 7. Анализ результатов и дальнейшее совершенствование стратегии 1. Постановка задачиВ любом деле четкое определение целей и задач способствует пониманию направления дальнейших действий и дает критерии оценки работы.Для начала нужно разобрать, что есть Тема данной статьи (из всего разнообразия видов работ с рынком): привлечение новых клиентов для поддержания и увеличения объема продаж товаров и услуг. Как сказано выше, ясное осознание поставленных задач является необходимым условием для выработки эффективной стратегии. Зачастую бывает, что сам заказчик не вполне четко осознает цели, которые ставятся перед подразделением (или компанией), занимающимся маркетинговой деятельностью в интернете. Иногда можно услышать формулировки типа " … надо бы нам доработать свой сайт и как следует продвинуть его … ". Причем услышать подобные «задачи» можно не только в маленьких компаниях, только начинающих свою деятельность, но и в больших фирмах, существующих на рынке уже не первый год. В таком случае, первоначальной задачей, которую необходимо решить до начала Практика показывает, что в большинстве случаев заказчик хочет иметь механизм, который, получая на входе информацию о продуктах/услугах и некий определенный рекламный бюджет, на выходе дает некий определенный поток запросов (писем, звонков, заявок, личных посещений, …) от потенциальных новых клиентов к отделу продаж (или аналогичной структуре, обрабатывающей первичные обращения клиентов). Под клиентами здесь и далее подразумеваются, если не оговорено отдельно, как частные лица, так и организации. Итак, задачу, которая очень часто возникает перед отделом (* темой отдельных исследований может стать решение не менее важных задач, таких как поддержание взаимоотношений и получение вторичных заявок от существующей клиентской базы, эффективная обработка поступающих заявок, снижение информационного потока и соответствующей нагрузки на сотрудников, занимающихся работой с клиентами и т.д.) На этапе постановки задачи также требуется определение исходных условий, таких как:
Каждый из этих пунктов, даже если на начальном этапе он кажется несущественным, может стать камнем преткновения в будущем. Простейший пример: при быстром незапланированном росте номенклатуры товаров и услуг может возникнуть нелинейный рост рекламного бюджета и нежелательные простои в работе рекламного механизма, связанные, например, с необходимостью полной модернизацией сайта компании. Один день, потраченный на детальную проработку целей и задач и на определение исходных условий может сэкономить многие дни и существенные средства в будущем. 2. Базовые принципыДля долгосрочной коммерческой деятельности очень важными являются следующие принципы (данное утверждение выходит далеко за рамки рассматриваемых здесь вопросов и относится практически ко всем долгосрочным
Ряд примеров:
3. Ключевые вопросыСуществует ряд ключевых вопросов, относящихся к рекламе вообще. Проработка этих вопросов может сделать рекламную стратегию намного более прозрачной и осмысленной, избавить от тупиковых ситуаций типа «Ну как же так, мы потратили огромный бюджет на размещение баннеров на центральныхВот эти вопросы: 1) Кто является клиентом 2) Каковы явные и скрытые потребности клиента 3) Что есть продвигаемый товар/услуга 4) Каково явное и скрытое позиционирование товара/услуги По этим вопросам сказано и написано очень много. Тем не менее, ввиду их чрезвычайной важности, они будут рассмотрены здесь еще раз. (самое главное, понимать, что между клиентом и товаром существуют еще потребности клиента и позиционирование товара; то есть клиент не видит товар напрямую, а видит некий образ позиционирование и этот образ должен максимально точно отвечать его потребностям) Итак, 1) Кто является клиентом? Усилия, потраченные на анализ этого вопроса, являются отличной инвестицией. Желательно рассмотреть его под максимально большим количеством углов. Чем лучше продавец чувствует, понимает своего клиента, тем больше у него шансов найти путь к этому клиенту. Бессмысленно рекламировать дорогие произведения искусства на
2) Явные и скрытые интересы клиента. Этот вопрос является, наверное, одним из самых интересных с точки зрения психологии. Необходимо помнить, что интернет представляет из себя огромное сосредоточение информации в и без того переполненном информацией мире. Поэтому у современного пользователя интернета в сознании формируются некие фильтры, которые отсеивают гигантское количество ненужной информации и фокусируют внимание на том, что человеку действительно интересно. Чтобы сквозь эти фильтры донести до потенциального клиента Например, пусть некоторая компания занимается бизнесом по созданию интерьеров квартир в средней ценовой категории и намеревается продвигать свои услуги через интернет. Что хочет некий условный «средний» клиент этой компании (скорее всего, кстати, это будет женщина, хотя подписывать бумаги и платить деньги может и мужчина) ? Из явных потребностей можно выделить:
Таким образом, если на сайте компании или в рекламных модулях клиент в первую очередь увидит нечто, что подсознательно ассоциируется с уютом, комфортом и т.д. (например, красивые фотографии интерьеров, диваны, гармоничные цветовые решения), эта информация пройдет через фильтры и привлечет внимание клиента. А если клиент первым делом увидит Другими словами, нужно абсолютно ясно понимать, что хочет (и что не хочет) клиент и проверять все маркетинговые инструменты на соответствие этим потребностям. В противном случае отдача от рекламной деятельности может быть минимальной, даже если товар вполне хорош и условия на рынке благоприятны. 3) Что есть товар/услуга? Хотя это может показаться очевидным, но вопрос о том, что именно является продвигаемым товаром или услугой, также требует проработки. Даже в простом случае, когда компания занимается розничной торговлей штучной продукцией (например, автомобильные шины), необходимо четко определить, каков полный набор предлагаемых услуг:
Также на этом этапе требуется определить все технические вопросы, связанные с товаром или услугой:
4) Явное и скрытое позиционирование товара/услуги. После выявления, в чем явные и скрытые интересы клиента, и определения, что является продвигаемым товаром или услугой (или комплексом товаров и услуг), естественным образом встает вопрос, как можно подать, преподнести этот товар/услугу клиенту, чтобы задеть, зацепить его интересы. То есть возникает вопрос позиционирования. Решение этого вопроса в полном объеме выходит далеко за рамки Для решения этого вопроса интернет обладает более широким спектром возможностей чем, к примеру, телевидение или наружная реклама, а именно:
Таким образом, приступая к разработке стратегии, важно понять, какими именно способами можно преподносить продвигаемый товар, и какие из этих способов будут наиболее точно отвечать интересу потенциальных клиентов, подчеркивать и раскрывать достоинства товара. 4. Анализ рынкаАнализ рынка условно может быть разбит на три части: 1) Анализ спроса; 2) Анализ предложения; 3) Специфика рынка. Разберем каждую часть более подробно. 1) Анализ спроса. На этапе изучения клиента и его потребностей были сформулированы основные интересы клиента, что фактически можно считать его запросом по отношению к рынку. Задача данного этапа в том, что выяснить, как этот запрос проявлен в интернете. На момент написания статьи удобнейший инструмент для решения этой задачи статистика поисковых запросов на поисковых системах. Например, функция «Подбор слов» в разделе «Direct» поисковой системы Яндекс особенно удобна тем, что, предоставляя отчет по некой поисковой фразе, Яндекс также показывает другие поисковые фразы, запрашиваемые клиентами вместе с исходной. Получив эту статистику и зная, что доля Яндекса составляет n% от всего поискового трафика, легко получить представление о суммарном спросе на рынке по конкретным запросам. Конечно, трафик поисковых систем не исчерпывает всего спроса (например, покупая автомобиль, клиент может, минуя поисковые системы, сразу пойти на специализированный ресурс auto.ru), однако, полученная информация в большинстве случаев позволяет получить достаточно точную качественную оценку и понять порядок оценки количественной. Для понимания специфики спроса имеет смысл просмотреть тематические форумы. К примеру, работая на вторичном рынке недвижимости, можно обнаружить повышенный интерес клиентов к вопросам правовой сферы. Зная о подобных тонкостях, можно в будущем сформулировать предложение соответствующим образом. 2) Анализ предложения. Возможно, этот вопрос является самым простым из разбираемой области. Фактически, за несколько часов можно, не вставая с места, получить исчерпывающую информацию о предложении на интересующем рынке. Набрав в нескольких поисковых системах ключевые слова и фразы, можно получить значительный объем информации по изучаемой теме:
3) Специфика рынка. Данный пункт может быть уникален в каждом конкретном случае. К примеру, интернет идеально подходит для торговли книгами, практически не пригоден для розничной продажи сигарет, но может быть использован для продвижения тех же сигарет как бренда. С другой стороны, в будущем возможен выход законов, в соответствии с которыми и имиджевая реклама табачной продукции в интернете станет недопустимой. Таким образом, приступая к работе с определенными товарами и услугами, требуются понять, насколько приспособлен интернет для продвижения этого вида товаров и услуг, с какими особенностями оно (продвижение) может быть связано. В качестве забавного примера можно привести историю разработки сайта компании Marykay, производящей женскую косметику и сопутствующие товары. На сайте создавался интерактивный раздел «Виртуальный макияж», в котором пользователи, нажимая на изображения косметики разных оттенков, могли видеть, как эта косметика будет смотреться на реальном человеке. В ходе создания этого раздела было сделано остроумное замечание, что оттенки цветов могут выглядеть 5. Анализ инструментовПоэтому, приступая к работе, полезно собрать актуальную информацию о том, какие инструменты используются на сегодняшний день и какими характеристиками они обладают. Особый интерес представляет, какое финансирование требуется для использования каждого инструмента, насколько быстро он дает отдачу, насколько долгосрочной будет эта отдача, как этот инструмент согласуется с другими, какую отдачу можно ожидать от его использования. Для простоты восприятия можно оформить собранную информацию в виде небольшой таблицы, наподобие следующей:
Для более точной оценки предполагаемых результатов использования каждого инструмента, если позволяют сроки, можно провести пробные, «пристрелочные» рекламные кампании и внимательно проанализировать полученные результаты. Понятно, что сложно учесть все возможные факторы и степень объективности данной таблицы будет весьма условной. Однако она дает видение инструментария и некую качественную оценку по каждому инструменту, что потребуется на этапе разработки стратегии. 6. Разработка и реализация стратегииКаждый случайИз общих рекомендаций можно привести следующие: 1) Соотношение спроса и предложения подсказывает, какой тип стратегии разумно использовать. Если преобладает спрос, можно (до тех пор, пока эта ситуация будет сохраняться) «собирать урожай», то есть использовать эффективные краткосрочные инструменты, дающие немедленный результат (контекстная реклама, объявления на тематических сайтах и т.д.). Если предложение превышает спрос, можно проанализировать ситуацию, выделить ниши, обладающие наибольшим потенциалом и сузить, сфокусировать позиционирование на этих нишах. Это позволит а) избежать тяжелой и ресурсоемкой конкретной борьбы на перенасыщенном рынке и б) получить запросы от потенциальных клиентов, заинтересованных именно в тех необычных услугах, на которых была сфокусирована рекламная стратегия. Сфокусировавшись, можно (помимо краткосрочных) использовать долгосрочные рекламные инструменты (оптимизация сайта, повышение индекса цитируемости, публикация статей и т.д.), которые позволяют прочно закрепиться в выбранной нише. 2) Проведение пробной краткосрочной рекламной кампании дает возможность трезво оценить практическую ценность всех сделанных теоретических выкладок. Также это позволяет получить обратную связь от отдела продаж и выстроить механизм обработки поступающих запросов, который остро потребуется после начала полноценной рекламной кампании. 3) Во многом на выбор инструментов влияет продолжительность периода времени, на который планируется маркетинговая деятельность, а также серьезность намерений Если небольшой фирме, например, занимающейся штучным строительством дорогих коттеджей «под заказ», нужно срочно найти клиента, вполне достаточным может оказаться создание красивого сайта и запуск мощной короткой контекстной рекламы. В обратном случае, когда компания планирует всерьез и надолго занять определенную нишу на
Подробный разбор рекламного механизма (который включает в себя кадры, документооборот, финансовые схемы и много другое) относится к сфере вопросов тактических и выходит за рамки данного исследования. Главное, чтобы создаваемый механизм опирался на те же базовые принципы, которые были выбраны в качестве основы при разработке стратегии, и чтобы каждый элемент этого механизма четко и ясно решал конкретные задачи, сформулированные в документе, описывающем стратегию. После того, как механизм создан и запущен в работу, стратегические вопросы сводятся к анализу результатов и соответствующей доработке и оптимизации. 7. Анализ результатов и дальнейшее совершенствование стратегииПо прошествии некоторого времени после запуска рекламного механизма имеет смысл собрать и проанализировать результаты работы всех элементов этого механизма и их соответствие расчетным значениям. Многие инструменты позволяют получить весьма точные данные, такие как:
На этом этапе также возможно подумать о автоматизации рутинной работы, создании удобной системы отчетности, налаживании эффективной обратной связи с отделом продаж, снижении расходов и т.д. Очевидно, что процесс совершенствования может продолжаться до бесконечности, в любом случае, необходимо периодически возвращаться к этому этапу, чтобы учитывать изменения рынка, появление новых инструментов, корректировать задачи, стоящие перед отделом и т.д. ЗаключениеОсновная идея предложенной схемы внимательная проработка всех вопросов, от самых глобальных, таких как постановка задачи и определение базовых принципов, и до самой прозаичной конкретики. Такая схема позволяет четко выстроить каждое действие, исходя из его целесообразности и эффективности. Таким образом, можно с высокой степенью вероятности достигать поставленных целей, опираясь не на «тайное знание» специалистов по |
|||||||||||||||||||||||
|